Волгодонцы возложили цветы к месту теракта 16 сентября 1999 года

volgodonsk.pro

16 сентября в Волгодонске в снова вспоминали жертв террористического акта 1999 года. 19 лет назад возле жилого четырехподъездного дома по Октябрьскому шоссе, 35 взлетел на воздух начиненный взрывчаткой автомобиль ГАЗ-53. Мощность взрыва составила от одной до полутора тонн в тротиловом эквиваленте. Взрывной волной был разрушен фасад в двух блок-секциях, обрушена часть перекрытий, повреждены лестничные проемы. Погибли 19 человек, 89 госпитализированы.

Всего пострадавшими, по официальным данным, признаны более 15 тысяч человек. Террористический акт в Волгодонске стал частью серии взрывов жилых домов в российских городах. 4 сентября был взорван дом в Буйнакске, 8 и 13 сентября – в Москве.

В апреле 2003 года Генеральная прокуратура России завершила расследование уголовного дела о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске. Следствие установило, что непосредственными организаторами терактов являлись граждане иностранных государств Эмир Аль-Хаттаб и Абу Умар, которые были впоследствии ликвидированы спецслужбами РФ на территории Чечни. Непосредственными исполнителями теракта в Волгодонске являлись Адам Деккушев, Юсуф Крымшамхалов и Тимур Батчаев. Правоохранительным органам удалось задержать Крымшамхалова и Деккушева. В январе 2004 года Мосгорсуд приговорил их к пожизненному заключению. Большинство остальных членов преступной группы, осуществивших взрывы домов в Москве и Волгодонске, были уничтожены.

Каждый год в течение 19 лет в сквере на месте трагедии собираются родственники и друзья погибших, спасатели и пожарные (в том числе, прибывшие сюда в первые минуты после взрыва), представители общественности и городской власти. Они возлагают цветы, ставят поминальные свечи. Возложению цветов предшествовал заупокойный молебен, который провел епископ Волгодонский и Сальский Корнилий.

«Мы все равно будем добиваться принятия закона о жертвах терактов»

– К сожалению, до сегодняшнего дня так и не решена основная задача – нет федерального закона о статусе и социальной защите жертв терактов, – говорит Ирина Халай, председатель региональной общественной организации «Волга-Дон». – Из наших писем и обращений уже можно сложить хорошую библиотеку – пока все безуспешно. Но мы пошли по другому пути: просим, чтобы были внесены изменения в существующий закон о противодействии терроризму. Свои предложения мы передали нашему депутату Госдуме Виктору Дерябкину, чтобы он обратился к своим коллегам из других территорий, в которых произошли теракты.

По этому поводу мы уже обращались в Санкт-Петербург, но там нас не поддержали: сказали, что у них свои социальные программы поддержки жертв терактов. Подобные программы есть и в Москве, а Беслан напрямую работает с Министерством здравоохранения. Руки наша организация опускать не намерена, ведь под лежачий камень вода, как известно, не течет. Чернобыльцы тоже добивались своих законных льгот далеко не один год, но добились. И мы надеемся, что в будущем году, к двадцатой годовщине взрыва в Волгодонске, какие-то подвижки произойдут.

Несмотря на то, что после 16 сентября 1999-го прошло столько лет, память об этой чудовищной трагедии по-прежнему жива. И последствия теракта никуда не делись, а это, в первую очередь, незалеченные баро- и психотравмы. У психиатров наблюдались и продолжают наблюдаться не только те, кто пережили взрыв, но даже дети, рожденные после него. Ведь только представьте: обычные люди спокойно жили на окраине города, в тихом спальном районе и вдруг в одночасье оказались без жилья и без здоровья (а многие из-за проблем со здоровьем и без работы). Посттравматический шок растянулся на годы — невозможно взять и просто вырезать из памяти то страшное утро.

Свои проблемы мы стараемся решать сами. Еще в 2011 году мы придумали свою программу реабилитации, она начала работать благодаря фондам и грантам. Это и поездки по святым местам, и университет серебряного волонтерства, и наставничество. Мы решили сами помогать другим людям – пожилым и детям. Насколько это важно и приносит пользу, мы видим, когда приезжаем в пансионат для престарелых или идем в социальный приют для детей. Будем и дальше двигаться в этом направлении, есть немало проектов и планов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.