svobodanews.ru
В память о погибших в теракте на улице Гурьянова в храме-часовне “Всех скорбящих Радость” и у памятной стелы состоится панихида и пройдет возложение венков.
Теракт на ул. Гурьянова произошел в ночь с 8 на 9 сентября в 1999 году. В результате мощного взрыва были уничтожены два подъезда девятиэтажного жилого дома №19, погибло больше ста человек.
Однако вот уже 12 лет близкие не могут захоронить останки погибших родственников, пострадавшие не получают должную медицинскую и социальную поддержку, а виновные в трагедии, по мнению многих, не наказаны.
В 23 часа 58 минут в ночь на 9 сентября жители юга Москвы проснулись от мощнейшего взрыва. В радиусе полукилометра от жилого дома номер 19 на улице Гурьянова выбило почти все стекла. Настоящим шоком для окрестных жителей стало то, что взорван жилой дом.
Сильно пострадал и соседний дом под номером 17. По данным столичного Комитета здравоохранения, в результате взрыва погибли 106 человек, ранения получили 264 человека, из них 86 детей. Дома восстанавливать не стали, их снесли. Жильцов переселили в другие квартиры. А в 2001 году на том месте было решено построить четыре 25-этажки.
Почти сразу главной версией стал теракт. Расследование продолжается до сих пор. Следствие объявило, что многие причастные к этому делу убиты в Чечне или арестованы.
Один из тех, которого следствие считает организатором взрыва на Гурьянова, Ачимед Гочияев, находится на свободе. Он объявлен в международный розыск. Однако не все верят в то, что определены настоящие виновные.
Адвокат и независимый расследователь этих терактов Михаил Трепашкин провел несколько лет в колонии за попытку возложить на государство ответственность за взрывы жилых домов в Москве. Он утверждает, что к терактам причастны российские спецслужбы. По мнению Трепашкина, власти пытаются свести расследование на нет:
– Совсем недавно умер следователь Михаил Чайка, который на первом этапе расследовал данное уголовное дело. Умер он при очень странных обстоятельствах.
Полковник Чайка еще на том этапе расследования жаловался, что ему не дают нормально работать, а привлекают к ответственности почему-то тех, кто и в Москве то никогда не был. Многие данные засекречены, хотя в соответствии с законом о гостайне, этого быть не должно.
По сей день в моргах хранится 118 фрагментов тел погибших при подрыве дома на улице Гурьянова. Председатель организации, объединяющей пострадавших от московских терактов Татьяна Карпова рассказала Радио Свобода, почему уже двенадцатый год родственники погибших не могут похоронить близких:
– Пострадавшим на Гурьянова предлагалось сделать анализы ДНК, но объяснили, что это очень дорого и за счет государства сделать невозможно. Изначально люди получили какое-то денежное пособие, но когда возник вопрос о проведении анализа ДНК, им пришлось эти деньги отдать на эту процедуру. Однако анализ провели далеко не все, поэтому многие погибшие еще не похоронены.
Татьяна Карпова рассказала Радио Свобода, что пострадавшие и родственники погибших при теракте не получают должную социальную и медицинскую помощь. За многие процедуры приходится платить, а средств на это у пострадавших нет.
С жилищными условиями ситуация не лучше: в этом году организации удалось добиться, чтобы две потерявших детей семьи получили квартиры. Однако остальным надеяться не на что. После теракта 12 лет назад людям и в голову не приходило отказаться от квартир в хрущевках, в которые их сразу переселили, – говорит Татьяна Карпова.
Спустя год после взрыва возле места трагедии на улице Гурьянова в память о жертвах теракта московские власти возвели памятник, а спустя 4 года храм-часовню в честь иконы Божьей Матери “Всех скорбящих Радость”. У памятной стелы всегда лежат свежие цветы и горят свечи. Сегодня за 13 минут до полуночи там по установившейся традиции начнется траурная акция.