«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе» Джон Донн
В 2009 г. по всей России была проведена Общественная гражданская акция неравнодушных людей «Помнить, чтобы жизнь продолжалась», основной целью которой было привлечение внимания общества, граждан многонациональной России к насущной необходимости ПОМНИТЬ.
Помнить, чтобы не допускать повторения, помнить и не проходить мимо, помнить, чтобы сохранять жизни самых близких и родных. Помнить не только о погибших, не менее важно помнить, заботиться и поддерживать тех, кто остался в живых, не оставлять их наедине с горем утрат.
Объединить усилия неравнодушных людей, чтобы защитить детей — будущее страны — от террористического насилия. Отдать долг памяти погибшим в террористических актах.
16 сентября будет уже 14 годовщина со дня самого крупномасштабного теракта, который был совершен за всю историю России.
15 сентября 1999г. никто не мог предположить, что в небольшом провинциальном городке может произойти, то же что было совершено несколькими днями ранее в Москве, где были взорваны жилые дома.
Но два террориста, которые поставили ту злосчастную машину возле жилых домов и отдела милиции, не предполагали, что дома в Волгодонске были построены по особой технологии, так как в этой части города был очень подвижный грунт.
16 сентября 1999г. рано утром, машина, начиненная взрывчаткой в количестве двух тонн в тротиловом эквиваленте, взлетела на воздух и взрывная волна со скоростью до 6 метров в секунду, разрушающим ураганом пронеслась через дома, круша все на своем пути.
Волгодонск в то страшное утро пережил свою маленькую войну.
В мирное время тысячи людей в одночасье потеряли здоровье, многие лишились крова, имущества. Время разделилось на- до и после теракта.
До – это работа, семья, надежды на будущее, после- это боль, слезы, непонимание окружающих, разрушение отношений, но самое страшное это равнодушие чиновников.
Контузия, баротравма, тяжелейшая психологическая травма, не считая многочисленных осколочных ранений от лопнувших во всех близлежащих домах стекол, этот диагноз был поставлен практически всем, пострадавшим, находившимся в радиусе эпицентра взрыва.
Вся страна помогала тогда, тем, кто как зомби ходил среди разрушенных домов и не мог понять, как такое могло случиться в этом тихом спальном районе города, расположенного довольно далеко от «горячих точек России».
Больницы и психоневрологический диспансер приняли всех остронуждающихся в медицинской помощи. Медики делали все, что было в их силах. И «погасили волну истерии», которая могла захлестнуть город.
Но полной программы реабилитации российских пострадавших не было. Федеральными властями не было предусмотрено ее финансирование. Каждый был оставлен один на один со своей бедой и справлялся с ней как мог. Государство показало свою полную неспособность и нежелание помочь своим гражданам.
Сколько, в самом деле, пострадало от этого теракта, не сможет сказать никто!
Официально признано пострадавшими 16 194 человека. Но никто не считал тех, кто должен был вскоре родиться или родственников, переживших страшные минуты неизвестности о судьбе своих близких, так как в разрушенных домах сразу же замолчали телефоны и отключили свет.
Сотовых телефонов в 1999г. еще ни у кого не было.
14 лет прошло с того дня, но до сегодняшнего дня в России никто из жертв терактов так и не имеет такого статуса. Есть жертвы стихийных бедствий, катастроф, есть жертвы Чернобыля и Семипалатинска, но нет жертв терактов.
Ни дети Беслана, ни дети Москвы, ни дети Волгодонска не имеют социального статуса пострадавших от теракта, а соответственно и социальной защиты.
За 14 лет мы, те, кто пережил волгодонской теракт, потеряв на время слух, речь, кто месяцами лежал в больницах города, чьи дети вместе с нами прошли « все круги ада», написали сотни писем в Государственную Думу, Президенту и многим другим высоким чиновникам, с просьбой принять закон о социальной защите жертв терактов.
Но в ответ получали только отписки, что они будут иметь в виду наши предложения
В 2006г. после очередного ответа из Государственной Думы, что наши предложения по принятию закона о социальной защите будут учтены, мы, пострадавшие от теракта в г. Волгодонске создали свою организацию «Волга-Дон», чтобы защищать свои права.
7 лет мы стучим во все двери, чтобы помочь пострадавшим от волгодонского теракта.
Мы написали десятки заявок на гранты, но российские фонды не хотят помогать жертвам терактов. У них другие приоритеты.
В 2009г. немецкий фонд, рассмотрев нашу заявку на финансирование проекта помощи пожилым людям, пострадавшим от теракта, поддержал ее.
Первые в городе мы организовали компьютерный класс для пожилых людей, членов нашей организации, целый год работала психолог, которая впервые за много лет оказывала психологическую помощь, тем, кто был забыт собственным государством.
Немецкий фонд не побоялся поддержать наш проект, для них помощь пожилым людям являлась приоритетом, в отличие от наших фондов.
В настоящее время организация «Волга-Дон» насчитывает более 900 пострадавших от теракта и их детей.
Благодаря помощи Администрации Ростовской области, Администрации г. Волгодонска и Нижегородской инжиниринговой компании НИАЭП, организация «Волга-Дон» организовала «Школу золотого возраста», в которой учатся представители старшего поколения компьютерной грамотности, рукоделию, здоровому образу жизни, юридической грамотности, изучают Библию.
Экскурсии, которые организуются в рамках проектов, помогают как взрослым, так и детям, узнать историю родного края, увидеть героические места, связанные с Великой отечественной войной, православные святыни.
Многочисленные конкурсы рисунков и сочинений для детей, направлены на то, чтобы каждый ребенок знал историю своей семьи, своей страны, мог отобразить на альбомном листе, как он представляет «Мир без терроризма», потому, что очень важно, чтобы дети понимали ценность мирной жизни, как это понимают их родители, а также бабушки и дедушки.
Не в нашей власти изменить уже совершившиеся события, но мы можем сделать немного лучше ту жизнь, в которой живем сейчас, помогая нашим близким и родным, тем, кто нуждается в добром слове или добром деле.