Вокруг взрывов 11 марта 2004 года в Мадриде остается немало вопросов
11 марта исполняется 10 лет со дня самого крупного теракта в истории Испании. В Мадриде от взрыва бомб, заложенных террористами в четырех пригородных электропоездах, тогда погиб 191 человек, 1858 получили ранения. Десятки людей остались инвалидами.
Обо всем этом в Испании хорошо помнят, однако круглая годовщина трагедии будет, как и все предыдущие, отмечаться очень тихо и скромно. Какому-либо шуму противятся психологи и общественная организация, объединяющая пострадавших и родственников погибших. Они полагают, что излишние эмоции могут негативно сказаться на психическом состоянии некоторых травмированных в результате теракта людей. Поэтому траурные мероприятия ограничатся, как всегда, возложением цветов к памятникам жертвам трагедии у железнодорожного вокзала Аточа, у пригородных платформ Посо и Санта-Эухенья, в мемориальном парке и у здания региональной администрации. Пройдут поминальная месса и концерт классической музыки.
Говорит представитель регионального правительства Мадрида Хесус Фернандес:
— Говорят, что время способно вылечить все. Но рану, нанесенную нам 11 марта 2004 года, оно излечить не способно. И это, может быть, к лучшему. Ведь мы никогда не должны забывать, что свобода не падает с неба. Мы должны защищать ее каждый день – защищать решительно и твердо, чтобы не потерять ее. Почему я говорю об этом? Потому что те, кто совершил теракты, как и все террористы, являются врагами свободы. Так что каждую годовщину трагедии мы не только вспоминаем погибших, но и клянемся всегда быть верными идеалам свободы, никогда не уступать шантажу, ни политическому, ни религиозному тоталитаризму. И так будет всегда.
Тихая скорбь. Так в Испании отмечают годовщины взрывов в Мадриде
Известно, что теракты с участием выходцев из арабских стран не вызвали в испанцах приступа ксенофобии. В стране не произошло антиарабских или антимусульманских выступлений, хотя страсти были изрядно накалены. Неприятие – и со стороны общественного мнения, и со стороны спецслужб – сосредоточилось лишь на носителях экстремистских идей, а не на всех представителях той или иной национальности или религии. Хесус Фернандес описывает чувства мадридцев в первые дни после трагедии:
— Грусть, гнев, беспомощность… Конечно, никто из нас не может себя поставить на место погибших и их родственников. Глубочайшая боль и чувство беспомощности нас охватили, возможно, еще и потому, что мы, свободные граждане Запада, не понимали фанатизма тех, кто совершает подобные злодеяния. Речь идет о лицах с отравленным ядовитыми доктринами мозгом. Только они могли совершить убийство людей, которые им не сделали ничего плохого. Подобному нет никакого оправдания.
На компенсации лицам, пострадавшим в ходе теракта, испанское государство выделило почти 50 миллионов евро. Семьи погибших получили по 50 тысяч. Иностранцам-иммигрантам, пострадавшим от теракта, и их близким родственникам, помимо денежной компенсации, было предоставлено испанское гражданство. Лечение раненых, разумеется, также производилось бесплатно.
На государственные дотации существует и “Ассоциация жертв теракта 11 марта”. Она оказывает помощь инвалидам и семьям, оставшимся без кормильца, отстаивает, при необходимости, права пострадавших и родственников погибших. Впрочем, у этой организации есть и еще одна забота. Ее участники считают, что проведенного судебного расследования недостаточно, а испанская общественность пока не знает имен основных авторов трагедии. Говорит Анхелес Педраса, председатель Ассоциации жертв теракта:
До сих пор есть много неясных деталей, вопросов без ответов
— До сих пор есть много неясных деталей, вопросов без ответов. Поэтому я вновь обращаюсь к тем, кто находится у власти, чтобы они, наконец, полностью разобрались в этом самом тяжком теракте, происшедшем в Испании.
По мнению представителей ассоциации, в результате расследования, продолжавшегося три года, и суда, состоявшегося в 2007 году, так и не удалось ответить на вопрос, кто конкретно организовал теракт и руководил действиями террористов. Ведь из 24 осужденных только один считается исполнителем, остальные являлись лишь пособниками. Считается также, что основные семь участников, те, кто подложил бомбы в вагоны, покончили жизнь самоубийством через две недели после взрывов – чтобы не попасть в руки полиции. Между тем известно, что это были неграмотные люди, участвовавшие в теракте за деньги. А ведь 11 марта 2004 года в столице Испании был совершен вовсе не истеричный акт террористов-любителей, а хорошо спланированная крупномасштабная диверсионная операция. Ее могли осуществить, по мнению экспертов, лишь технически подготовленные, имеющие опыт профессионалы. Кто они? Кто изготовил бомбы, приводимые в действие на расстоянии, оснастил их взрывателями, рассчитал количество взрывчатки? На этот вопрос и требуют ответить представители испанской общественности.
Говорит журналист медиагруппы «Либертад Дихиталь» Луис дель Пино:
— Самое печальное в истории вокруг 11 марта – это абсолютная тишина, которая установилась в отношении подноготной этих событий. А между тем в этом деле появляется все больше загадок. Есть новые подробности, а генеральный прокурор их вроде бы не замечает и не спешит возобновить расследование, чтобы до конца изучить историю о массовом убийстве 11 марта.
Восемь осужденных по делу о терактах уже вышли на свободу. Причем двое из них оправданы – осуждены они были по ошибке. Это еще больше подорвало веру испанцев в то, что следствию удалось найти подлинных виновников преступления. Так что требование возобновить дело, как считает Луис дель Пино, будет звучать и в день 10-й годовщины трагедии.