16 сентября жители Волгодонска, уже 19-й год подряд, вспоминают жертв теракта, который произошел в 1999 году. Мощный взрыв унес жизни 19 человек, сотни семей оставил без крыши над головой.Хронология событий страшной трагедии в материале «АиФ-Ростов».
Счастливая жизнь в клочья
5.57 утра для Волгодонска начался новый отсчет времени: «до» и «после» теракта.
В это время 16 сентября 1999 года, когда город еще спал, во дворе дома по Октябрьскому шоссе, 35 взлетел на воздух грузовик, загруженный взрывчаткой.
Мощность бомбы была такой силы, что по степени разрушений этот теракт по сей день считается самым сильным и масштабным в стране.
Основной удар пришелся на панельную девятиэтажку. Взрыв разрушил половину дома. Из его завалов вытащили 18 погибших, в том числе двоих детей. Еще один житель многоквартирного дома умер в больнице.
89 человек были госпитализированы, из них 73 стали инвалидами на всю жизнь. Сотни людей в один миг потеряли родных, остались без крыши над головой, имущества, здоровья.
Взрывная волна повредила еще 37 домов, здание отделения милиции, две школы, детский сад, библиотека – всего 15 объектов соцкультбыта. Около 16 тысяч жителей, из них более 1000 детей, официально признаны пострадавшими, а это 8% населения Волгодонска!
После взрыва все кто мог, помогал спасателям и пожарным в расчистке завалов и тушении пожара. Из разрушенных квартир осторожно на руках выносили раненных, оказывали им посильную медицинскую помощь. Жители Ростовской области всем миром собирали для пострадавших вещи, продукты питания, все самое необходимое.
Кто стоял за терактом?
Следователи установили, что теракт в Волгодонске стал частью серии терактов, которые прошли во многих городах России в сентябре 1999 года. Они были организованы и профинансированы руководителями незаконного вооружённого формирования Исламский институт «Кавказ» Эмиром аль-Хаттабом и Абу Умаром.
Организаторы терактов преследовали цель уничтожить как можно больше невинных людей, чтобы нарушить общественную безопасность, держать в страхе жителей России. Таким образом, они рассчитывали, что будут воздействовать на органы власти, ответственные за ликвидацию разрушений, созданных после нападения боевиков на Дагестан в августе 1999 года.
Как это было?
Известно, что в августе 1999 года члены этой группировки в городе Урус-Мартане Чеченской республики на фабрике удобрений сделали более 14 тонн взрывчатки. Всё расфасовали по мешкам и перевезли на продуктовую базу в Кисловодске, которой заведовал дядя одного из террористов.
Через месяц боевики отправили 10 тонн взрывчатки под видом сахара в Москву, а четыре тонны под видом картофеля в Волгодонск.
13 сентября преступники купили грузовик у жителя Волгодонска Аббаскули Искендерова, азербайджанца по национальности. Объяснив ему тем, что хотят развезти по рынкам города 10 тонн картофеля. После передачи им автомобиля, члены группировки загрузили в него взрывное устройство с электронным таймером.
А 15 сентября террористы уговорили бывшего владельца грузовика Искандерова припарковать на ночь «ГАЗ-53», наполненный якобы картофелем, около своего дома по Октябрьскому шоссе. Якобы это сэкономило бы их время для того, чтобы оттуда рано утром выехать на рынок. Тот согласился, получив небольшое вознаграждение…
Кто ответил за трагедию?
Из всей террористической группировки силовым структурам удалось задержать лишь Юсуфа Крымшамхалова и Адама Деккушева. Они занимались доставкой взрывчатки и участвовали в терактах в Волгодонске и Москве. В январе 2004 года Мосгорсуд посадил их в тюрьму пожизненно.
Большинство остальных террористов было уничтожены.
14 мая 2003 года Кисловодский городской суд назначил наказание сроком 4,5 года лишения свободы бывшему сотруднику ГАИ Станиславу Любичеву. Он виновен в том, что за взятку пропустил автотранспорт на территорию Кисловодска. Хотя водитель не имел документов на груз, а сама машина была технически не исправна. Более того, Любичев лично сопроводил водителя до продовольственной базы, где и хранилась взрывчатка.
Последствия
После взрыва власти Волгодонска приняли решение восстановить пострадавшие дома, а их жителей заселить обратно.
Был отремонтирован и дом №35. Однако были полностью демонтированы два его подъезда. Теперь этот дом на два этажа и на два подъезда меньше, чем был когда-то. Изменен и адрес дома. Теперь здания с адресом Октябрьское шоссе, 35, в Волгодонске не существует.
Спустя год на месте взорванных подъездов дома №35 был разбит Сквер памяти, установлена стелла с именами погибших и памятный знак — скорбящая женская фигура.
Помним
Каждый год на место теракта приходят волгодонцы, чтобы вспомнить эти страшные дни и почтить память погибших. Этот год не стал исключением.
Ровно в 5.40 утра у памятного мемориала погибшим состоялась вахта памяти, в которой приняли участие спасатели, пожарные, представители силовых ведомств, войсковой части, родственники, друзья погибших, а так же неравнодушные горожане.
Они возложили цветы и зажгли свечи в знак того, что они не забыли ту страшную трагедию и боль утраты.
«Мне было 10 лет, когда прогремел взрыв, я с мамой бежала босиком по лестнице, были выбиты стекла, но на ногах не было ни одного пореза. Никто не верил свои глазам, что такое возможно… Были паника и неразбериха. Кто-то из жильцов подогнал небольшой автобус, туда грузили раненых, порезанных людей. Все кричали и плакали. Этот кошмар я не забуду никогда», – поделилась Луиза Тихненко, жительница Волгодонска.
«Мама с сестрой сели на диван в зале, обнялись и плакали. Я выглянул в окно, все было засыпано, как снегом, битым стеклом. Когда мы подбежали к месту теракта, там уже были скорые, пожарные, мчс, милиция, казалось там вообще весь город. Я видел, как выносят трупы с этих домов и завалов, девушка вся в крови, ей кажется что-то оторвало, поверьте об этом тяжело писать, но тяжелее было семилетнему ребенку на это смотреть…
Простояли мы там не долго, кто-то закричал что там еще одна бомба и все побежали. Помню, как в одночасье, со дворов выгнали все машины, ребята, постарше не найдя хозяев, выталкивали автомобиль, стоявший во дворе. Помню, как организовывали ночные дежурства во дворе и жгли старые рамы, окна и разные доски прям во дворах. Все сразу как-то сплотились. Соседи забыли старые обиды и помогали друг другу в трудный час. Помню страх, который не покидал людей еще очень долго. Я никому не желаю пережить то, что пережил в то время я и многие жители города», – рассказал житель Волгодонска Алекс Грин.