15 ноября 2016 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Ковалева А.М.
судей Вялых О.Г., Молотиевского А.Г.
при секретаре Абросимовой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трещевой В.В. к Региональной общественной организации содействия защите прав пострадавших от теракта «Волга-Дон» о признании решения и протокола общего собрания недействительным по апелляционной жалобе Трещевой В.В. на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 11 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Вялых О.Г., судебная коллегия
установила:
Трещева В.В. обратилась в суд с иском к Региональной общественной организации содействия защите прав пострадавших от теракта «Волга-Дон» (далее по тексту- РОО «Волга-Дон») о признании решения и протокола общего собрания недействительным, мотивируя его тем, что решением общего собрания членов РОО «Волга-Дон» от 26.11.2015 года, оформленным соответствующим протоколом, она была избрана председателем координационного совета данной организации. В целях регистрации изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц истец подала протокол от 26.11.2015 в Министерство юстиции Ростовской области. Однако в регистрации Трещевой В.В. в качестве председателя координационного совета было отказано по причине наличия решения общего собрания РОО «Волга-Дон» от 26.12.2015, которым также был избран координационный совет в ином составе: Халай И.И., ФИО5, ФИО6 По мнению истца, оспариваемое решение от 26.12.2015 является недействительным, поскольку общее собрание проведено с нарушением порядка его созыва и порядка голосования, предусмотренными уставом организации, при отсутствии кворума, необходимого для принятия решений. Поскольку решение, оформленное протоколом общего собрания организации от 26.12.2015, нарушает право истца быть избранной и зарегистрированной в МИФНС в качестве председателя координационного совета РОО «Волга-Дон», Трещева В.В. просила суд признать недействительными решение и протокол общего собрания РОО «Волга-Дон» от 26.12.2015.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 11 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований Трещевой В.В. было отказано.
Не согласившись с решением суда, Трещева В.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные исковые требования.
В обоснование доводов жалобы апеллянт повторяет доводы своего искового заявления, указывает, что протокол общего собрания, которым она была избрана в качестве председателя координационного совета, никем не отменен и не оспорен. При этом наличие обязательного членства в данной организации для избрания председателем координационного совета ни законом, ни уставом организации не предусмотрено. Вывод суда о том, что истец не является членом организации-ответчика, апеллянт полагает необоснованным, поскольку какой-либо срок для внесения членских взносов и получения членского билета не установлен и данные действия истец могла совершить в любое время. Протокол о принятии истца в члены организации имеется в материалах дела. Судом также незаконно отклонено ходатайство истца о допросе в качестве свидетеля ФИО12, который мог пояснить значимые обстоятельства по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель координационного совета РОО «Волга-Дон» — Халай И.И. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав Трещеву В.В., пришла к следующим выводам.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 123.4, 123.6 ГК РФ, положениями Федерального закона «Об общественных объединениях» и исходил и того, что Трещева В.В. не была принята в члены РОО «Волга-Дон» в порядке, установленном Законом об общественных объединениях и уставом организации, в связи с чем, решения общего собрания членов РОО «Волга-Дон» от 26.11.2015 и от 26.12.2015 в силу пп.1 ч.1 ст.8 ГК РФ не влекут для нее возникновения либо прекращения прав и обязанностей.
Анализируя положения ч. 2 ст.39 Федерального закона «Об общественных объединениях», ст. 123.6 ГК РФ, а также в силу в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что лишь член общественного объединения (организации), чьи права, предоставленные указанным Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, может обратиться с иском в суд в порядке ч.1 ст. 3 ГПК РФ. Трещева В.В., по мнению суда, таким правом не обладает.
Судом учтено, что у истца отсутствует членский билет организации установленного образца, а также ею не оплачены вступительные взносы, предусмотренные уставом РОО «Волга-Дон».
Оценивая представленный истцом в обоснование своих требований протокол НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН заседания координационного совета РОО «Волга-Дон» от 09.04.2015, в соответствии с которым истец была принята в члены организации на основании ее заявления, суд указал, что такое заявление было разрешено лицами- ФИО8, ФИО9, ФИО7, не уполномоченными на принятие данного решения и не являющимися членами РОО «Волга-Дон».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В соответствии с п.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 123.4 ГК общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
В силу ст.6 Федерального закона РФ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 8 указанного Закона).
По смыслу раздела 4 Устава РОО «Волга-Дон» граждане принимаются в члены организации на основании личного письменного заявления, уплачивают вступительный взнос в размере, установленном Координационным советом организации. Прием в члены организации осуществляется решением Координационного совета организации, принятому простым большинством голосов присутствующих более половины членов Координационного совета. Вступившему в члены организации вручается членский билет установленного образца.
Как видно из дела и правильно установлено судом, в подтверждение своего членства в РОО «Волга-Дон» Трещева В.В. представила протокол НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН заседания Координационного совета РОО «Волга-Дон» от 09.04.2015 года на повестке дня которого стоял, в том числе, вопрос о принятии в члены организации Трещевой В.В.
Из содержания протокола следует, что на заседании присутствовали 5 членов Координационного совета из 6, в том числе ФИО8, ФИО9, которые были исключены из членов организации на основании своих заявлений и решениями от 06.04.2015 года и от 30.10.2014 года соответственно, ФИО10, исключенная из членов Координационного совета решением общего собрания членов от 16.01.2010 года, т.е. лица, не имеющие полномочий на принятие таких решений.
Членская книжка истцом не представлена, а равно как и не представлены доказательства уплаты вступительных взносов. Доводы апелляционной жалобы о том, что получение членской книжки и уплата вступительного взноса не ограничены по времени опровергаются вышеуказанными положениями Устава РОО «Волга-Дон».
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент обращения в суд с настоящим иском Трешева В.В. членом организации не являлась, она обязана была доказать факт нарушения ее прав и законных интересов принятым общим собранием членов РОО «Волга-Дон» оспариваемым решением от 26.12.2015 года, а также возможность восстановления своих нарушенных прав путем признания указанного решения об избрании председателя недействительными.
Однако Трещевой В.В. таких доказательств ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, председателем Координационного совета может быть лицо, не являющееся членом организации, противоречит положениям норм гражданского законодательства, Федерального закона РФ «Об общественных объединениях», Уставу РОО «Волга-Дон», которым предусмотрено, что Координационный совет, Председатель избираются общим собранием организации из числа членов организации…(п.п.5.3,5.5 Устава).
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не допрошен свидетель ФИО12, на правильность выводов суда не влияют.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемого постановления, так как согласно положениям ст. ст. 56,59,67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по-своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Судебная коллегия считает, что все обстоятельства по делу судом были проверены, изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 11 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Трещевой В.В.- без удовлетворения.
Полный текст изготовлен 18 ноября 2016 года.