«Блокнот Волгодонска» №13 2-8 апреля, 2011
Минимальные страховые выплаты в случае аварии на РоАЭС составят четыре тысячи рублей на человека плюс материальные издержки.
31 марта в ДК имени Курчатова прошли общественные слушания по предварительному варианту материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при эксплуатации первого энергоблока Ростовской АЭС с мощностью реактора 104% от номинальной.
Выработка
Необходимость увеличения мощности реакторной установки атомщики объясняют острой нехваткой электроэнергии в регионе.
-Более эффективное использование мощности энергоустановки даст увеличение количества нашей продукции, -говорит директор Ростовской АЭС Александр Паламарчук. — Ростовская область – энергодефицитный район.
По словам Паламарчука, чтобы полностью покрыть энергетический дефицит, нужен как минимум еще один атомный блок. А снизить цену на электроэнергию можно только увеличением ее выпуса. На вопрос, можно ли продавать электроэнергию городу по прямому договору с АЭС, Александр Паламарчук ответил так:
-Вы знакомы с рыночными отношениями? Разве на рынке Вы просите: «А давайте дешевле?» Все определяет региональная энергетическая комиссия.
Социальные гарантии
Но больше всего волгодонцев волновал вопрос о социальных гарантиях. Будут ли они получать компенсацию за риск? Ведь в случае аварии (не дай Бог она произойдет) пострадает каждая семья, живущая в 30-километровой зоне.
-Согласно международной конвенции, принятой в 1966году, все ядерные державы обязаны страховать свои риски, -рассказал журналистам Александр Паламарчук. – В России создан страховой ядерный пул, куда входят ведущие страховые компании. Концерном подписан договор на сумму 4,6 миллиарда руюлей на один блок. Минимальные страховые выплаты составят четыре тысячи рублей на одного члена семьи плюс дополнительные издержки связанные с материальным ущербом.
-Законодательством социальные гарантии и выплаты населению за потенциальные риски при нормальном безаварийном режиме эксплуатации АЭС не предусмотрены, говорит замдиректора концерна «Росэнергоатом»по управлению персоналом, социальным и административным вопросам Александр Крупский.
-Такие решения принимаются на уровне субъектов федерации. Губернаторы такое решение принять могут, государство- нет.
Другими словами, социальные выплаты мы получим только в случае аварии. Хорошо если этих денег хватит на билет в один конец.
Безопасность
Ссылаясь на свои исследования, атомщики уверяют, что за 2010г., пока реактор первого энергоблока работал на мощности 104%, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу были ниже нормы почти в восемь раз.
И в целом, говорят атомщики, наблюдается устойчивая динамика их снижения – за последний год данный показатель снизился более чем втрое.
По заявлению представителей атомной станции, аварии, аналогичной Чернобылю или Фукусиме на Ростовской АЭС просто невозможно, потому, что станция у нас работает совершенно по другому принципу.
Однако мало кто говорит, что в мире и на реакторах аналогичных нашим ВВЭР, такжн случались ЧП с выбросом радиоактивных веществ.
Так в 1979году в американском штате Пенсильвания на АЭС Три-Майл-Айленд произошла авария, которая до чернобыльской считалась крупнейшей в истории мировой ядерной энергетики.
Была серьезно повреждена активная зона реактора, часть ядерного топлива расплавилась.
По разным оценкам, радиоактивность благородных газов, выброшенных в атмосферу, составила от 2,5 до 13 миллионов Кюри.
Территория станции также была загрязнена радиоактивной водой, вытекшей из первого контура. Часть этой грязной воды впиталась в бетон защитной оболочки и эту радиоактивность теперь практически невозможно удалить.
Губернатор Пенсильвании посоветовал покинуть пятимильную зону беременным женщинам и детям. Устранения последствий катастрофы официально продолжались 14 лет и обошлись американцам в 975 миллионов долларов.
Мнения
-Заложниками атомной станции могут оказаться простые жители, — считает кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной экологии Волгодонского института ЮРГТУ(НПИ) Лем Рабинович.
-Я считаю, что усилия нужно направлять в первую очередь на то, чтобы экономить энергию, а не на то, чтобы строить новые атомные блоки.
-Я услышал немало критических высказываний от ученых –экологов, говорит председатель Волгодонского отделения социально-экологической общественной организации «Зеленая волна» Николай Жилкин.
-Зачем рисковать, когда можно искать новые источники электроэнергии. Большое сожаление у меня вызывает и то, что культура безопасности не является приоритетной в работе наших атомных станций. Я дал отрицательную оценку представленным материалам ОВОС