4 ноября Россия отмечает День народного единства. Эта дата выбрана неслучайно: события, связанные с освобождением Москвы, а затем всей Руси от иноплеменного ига, нужно помнить.
Это урок всем нам: без единства нельзя не только победить, но и удержать то, что уже есть.
Православная Церковь в этот день празднует память Казанской иконы Божией Матери.
Слушатели «Школы золотого возраста» собрались в этот праздничный день на очередной «Библейский урок», на котором отец Роман рассказал о происхождении этого праздника.
Празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время.
Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Русь была близка к полному разрушению и погибели. Иностранные войска не просто вошли на ее территорию и одержали ряд побед — была захвачена Москва.
Но самая главная беда была в том, что смута проникла в сознание людей. В условиях междуцарствия, нашествия самозванцев и фактически безвластия никто не знал, что нужно делать.
Страна оказалась разрушенной, в ней хозяйничали разбойники. Многие были готовы поддержать оккупантов, принять их власть, считая, что именно они смогут принести стране процветание и богатство.
Святитель Ермоген, Патриарх Московский, находился в Кремле, в заточении у поляков. Они склоняли его к тому, чтобы поддержать их власть. В Церкви были те, кто уже уступил их притязаниям, и одного слова Патриарха было бы достаточно, чтобы вся страна склонилась перед властью польского королевича. Но произошло обратное. Священномученик Ермоген предпочел умереть, но не дать разрушить свое Отечество. Он обратился с воззванием к людям, чтобы они собрались и дали отпор врагу.
По призыву Патриарха Ермогена русский народ встал на защиту Родины. Многие пожертвовали во имя спасения Отечества не только своим имуществом, но и самой своей жизнью. «Встанем за Русь, за дом Пресвятой Богородицы, за чудотворцев Алексия, Фотия, Филиппа, освободим Отечество!» — призывал патриот-гражданин Кузьма Минин.
В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью.
Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. В осажденном Кремле находился тогда греческий архиепископ Арсений. Ночью к нему в келью явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от мучившей его болезни.
Святитель Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным Казанским образом в руках. На Лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни.
В 1649 году в память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской иконы Божией Матери 22 октября (4 ноября по новому стилю).
По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, это день победы, которая явилась результатом сплочения нашего народа, силы духа и силы веры.
Для иконы, которая была у князя Пожарского, и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше иконы, которая находится в Казани. Когда в 1930 году был закрыт собор на Красной площади, эту икону перенесли в ставший кафедральным собором Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала. Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы иконы затерялись в музейных запасниках.
После Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан Богоявленский храм, что в Елохове. Христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года. Когда Казанский собор был воссоздан, икона для него была написана заново.