В Европейский суд по защите прав человека,
в международные общественные сообщества
от потерпевших в бесланской трагедии
Заявление
Мы, потерпевшие бесланского теракта, свидетели вопиющих нарушений Конституции РФ, международных законов по правам человека. В Беслане произошла трагедия, недопустимая для современного цивилизованного мира.
Теракты случаются. Но применение по зданию школы, полного заложниками, танков и огнеметов — это не только преступление. Это позор для всех нас, допустивших убийство ни в чем не повинных людей. Забыть об этом – значит поступиться совестью и обречь новых жертв на страдания.
С момента захвата террористами заложников, нас цинично обманывали о количестве заложников, об отсутствии требований у террористов, о том, что сделают всё для спасения детей.
Мы стали свидетелями этого «спасения». 3 сентября, с начала штурма, танки заняли боевую позицию, огнеметы были завезены в рядом стоящие пятиэтажные дома. Каждый танк с танкистами были переданы офицеру ФСБ для руководства. И после совершенных извне взрывов ( в 13 часов 15 минут ) по спортзалу, здание школы, в том числе и спортзал были обстреляны танками и огнеметами. Эти факты были озвучены на судебных заседаниях. Свидетельства об этом были проигнорированы.
Здание школы на протяжении шести лет разрушалось под проливными дождями и снегом. Не предпринимались меры по сохранению вещественного доказательства теракта. И это несмотря на наши просьбы и заявления о консервации школы. К седьмой годовщине, поставив общественность перед мнением о невозможности сохранения здания школы, его частично разрушили в местах, где были следы выстрелов танков, а спортзал закамуфлировали саркофагом.
Скрыли также следы преступления при проведении экспертиз тел погибших. Следователями были вынесены Постановления, в которых были указания «проводить экспертизу по наружному осмотру. Внутренне исследование проводить исходя из экспертной целесообразности».
Из 331 тел погибших только 70 (в первые два дня после теракта) обследовались внутренне, без изъятия пуль и осколков, без установления прижизненности или посмертности получения ожогов. Все остальные тела исследовались по наружному осмотру. Причина гибели большинства заложников не установлена «в виду обугливания тел», что опровергается фотографиями тел с частичным или полным сохранением внутренних органов. Установление прижизненности или посмертности получения ожогов было важно ещё и как опровергающий или подтверждающий факт применения огнемётов.
После страшной трагедии Беслана мы ждали объективного расследования, признания вины, наказания всех виновников: и террористов, и должностных лиц, допустивших гибель людей. Считали и считаем, что неотвратимость наказания заставит остановиться многих, спасет жизни.
За семь лет прошли в поисках справедливости более 120 судебных инстанций и убедились, что самые действенные методы борьбы с терроризмом — расследование, наказание виновных — в России не применяются. Доверие к российским судам полностью исчерпано.
У нас осталась одна надежда на справедливость.
Надежда на Страсбургский Суд.
1-3 сентября 2011 года