Война с НКО: зачем кошмарят страну


forbes.ru

Власть боится любого проявления человеческой самостоятельности

Наша власть не любит некоммерческие организации. Не любит сильно и постоянно мучает. То примет дискриминирующий закон, то заставит отчитываться больше, чем любые другие организации, то повелит регистрироваться в качестве иностранных агентов. Причины нелюбви нынешней власти к этим самым НКО мне вполне ясны. Некоммерческие организации, кем бы они ни финансировались, призваны действовать отдельно от государства. Как правило, в тех сферах, куда государство не дотягивается, или, наоборот, один раз дотянулось и так накосячило, что хочется закрыть глаза и решить, что это дурной сон.

Когда нас в «Открытой России» проверяли все кому не лень, я понимала, почему это происходит. Действительно, деньги на наши проекты давали попавшие в опалу акционеры ЮКОСа. И вроде как шмонали нас по известному математическому свойству транзитивности. Потом начали искать неладное у всех тех, кто имел несчастье получать от нас деньги. Круто попал «Мемориал». Но и это тоже я себе могла худо-бедно объяснить. Объяснить, пытаясь руководствоваться логикой власть имущих.

Но то, что происходит сейчас, совсем сложно понять.

Увидела на телеканале «Дождь» растерянную Денис Розу, американку, которая уже более двадцати лет руководит организацией «Перспектива». Работают там здоровые люди и инвалиды, одновременно озабоченные одной идеей — внедрить в России инклюзивное образование и помочь инвалидам нормально найти работу. Среди спонсоров этого абсолютно лояльного властям и богоугодного заведения первым был уже изгнанный с наших бескрайних просторов USAID. А еще там ЮНЕСКО и прочие зловредные иностранцы.  Ну что сделать, не дает российский бизнес денег на работу с инвалидами. Таким образом, «Перспектива», не желающая регистрироваться в качестве иностранного агента, попадает как кур в ощип.

Теперь про любимый мной «Мемориал». Кому нужна в нашей стране историческая память о миллионах замученных в концлагерях и расстрелянных в подвалах Лубянки? Уж точно не наследникам НКВД. «Мемориал» каждый год проводит всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников на тему «Человек в истории». Ребята из маленьких городов и сел вспоминают своих предков, своих соседей. Сосланных, расстрелянных, отдавших все силы и здоровье строительству какого-нибудь фрагментика ядерного кулака. Любое это сочинение может быть основой сценария классного голливудского фильма.

Кто спонсирует «Мемориал»? Немцы.

Немцам, так много работавшим с собственной исторической памятью, пережившим покаяние и узнавшим, что такое чувство вины, это не чуждо. А нашему государству не просто чуждо, но еще и очень противно. Потому как надувать щеки и одновременно относиться к себе критически сложно.

Кто еще? Замечательная социологическая служба «Левада-Центр». Чем не нравятся? А просто тем, что независимы. Спрашивают что хотят. Вопросы формулируют так, что человек отвечающий реально имеет выбор не только между ответами «хорошо» и «очень хорошо».

Но самая душещипательная история происходит в Костроме, в Центре поддержки общественных инициатив. Наивные костромичи не просто взяли деньги у американского посольства, они еще и пригласили выступать оттуда какого-то эксперта. Обсуждали, правда, модную когда-то «перезагрузку». Но кого она сегодня интересует? Короче, костромские следователи вызывают на допросы всех, кто вообще участвовал в этом круглом столе. Видимо, смотреть  на живого американца скоро будет признаком неблагонадежности.

Коллеги поговаривают, что вся эта «ж-ж-ж…» неспроста. Что замочить, как теперь принято выражаться, нужно одну-единственную организацию. А именно «Голос», который занимается наблюдением на выборах. Думаю, что эти ребята нашим правителям сильно поперек горла, независимо от того, кто их финансирует. Просто борясь с «Голосом», можно и вредное НКО уничтожить и собственный антиамериканизм потешить.

А выявление нарушений на выборах – это как раз та самая игла, которую Кощей пуще глаза своего стережет.

Я лучше многих знаю, сколь бесполезны бывают подчас НКО. Сколько времени я провела в «Открытой России» просматривая и анализируя сотни заявок на гранты! Иногда мне не удавалось даже при богатом моем воображении представить, кому кроме самого грантополучателя наши деньги принесут хоть какую-ту пользу.

Но не подобной мыслью о необходимости наведения порядка озабочены наши власти. Недавно я наблюдала на экране Константина Костина, отвечавшего не так давно за внутреннюю политику в администрации президента. Ныне он возглавляет НКО, какой-то центр содействия развития гражданского общества. Выступал господин Костин с зубодробительной инициативой стремительного закрытия сайтов, содержащих призывы к насилию. Каждый из нас понимает, что на такое НКО никогда не наложат ни одного штрафа, а наоборот дадут какой-нибудь супергрант суперобщественной суперпалаты. И медаль на грудь.

Иногда мне кажется, что они параноики. Так болезненно бояться любого проявления человеческой самостоятельности невозможно, даже если ты воспитатель в младшей группе детского сада. Один мой старый приятель, американец, кстати, говорил мне когда-то, что все спецслужбы, будь то КГБ, ЦРУ или MI-6, в главном одинаковы. Они знают, как нам жить. А мы норовим жить самостоятельно. В «Алисе в Стране чудес» был замечательный момент. Алиса сетовала, что играть в крикет живыми ежиками страшно неудобно. В отличии от специальных мячиков ежики все время норовят убежать. Вот так и мы. Норовим жить самостоятельно и думать своей головой. 
Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/mneniya-column/protesty/238286-voina-s-nko-zachem-koshmaryat-stranu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.