Иностранные агенты: найти и обезвредить

slon.ru

Минюст нашел способ обнаружить «иностранных агентов» среди НКО. Если сейчас для того, чтобы найти агентов, живущих на иностранные гранты, Минюсту было необходимо ждать результатов проверок со стороны Росфинмониторинга или того момента, пока некоммерческие организации сами заявят о своей «подрывной деятельности», то теперь эта процедура будет значительно упрощена.

16 января на правительственном часе в Госдуме депутаты попеняли министру юстиции Александру Коновалову, что «иностранных агентов» ведомство так и не выявило, а между тем кто-то организует «марши против подлецов» и выбрасывает на помойку портреты парламентариев, и поэтому подобные организации необходимо проверить. В ответ на претензии депутатов Коновалов отметил, что его коллегам не хватает репрессивных полномочий. Так, по словам Коновалова, у Минюста нет возможностей ни для «наездов» на НКО, ни для жестких проверок правозащитников, нет даже санкций. Теперь все эти пробелы будут устранены.

Чтобы «репрессивным полномочиям» быть, Министерство юстиции разработало законопроект, который в случае принятия поможет министру юстиции Александру Коновалову не только без труда составить списки «иностранных агентов», но и заблокировать работу любой некоммерческой организации только по жалобе всего лишь одного-единственного человека, то есть фактически по анонимному доносу.

  • Если сейчас внеплановую проверку могла инициировать только избирательная комиссия, то теперь запросить всю документацию у правозащитников Минюст сможет и при получении заявлений от граждан, юридических лиц, информации от государственных органов, органов местного самоуправления.
  • Также внеплановые проверки будут ждать НКО в случае, если какой-то телеканал или газета расскажет, что в деятельности данной организации есть признаки экстремизма или она нарушает российское законодательство о деятельности НКО.
  • Кроме того, внеплановая проверка может быть инициирована по поручению президента или правительства либо на основании требования прокуратуры, а также в случае истечения срока устранения нарушения, о котором надзорный орган ранее предупреждал НКО. Сейчас внеплановые проверки по любому поводу могут коснуться только «иностранных агентов», найти которых среди отечественных НКО Минюст до сих пор не смог. С принятием данного законопроекта к «иностранным агентам» фактически приравняют все некоммерческие структуры, независимо от того, занимаются ли они подготовкой наблюдателей на выборах, антикоррупционной экспертизой или защитой сирот, помощью бездомным животным или консультацией женщин, подвергшихся домашнему насилию. Под пресс Минюста в любой момент может попасть любая из нескольких тысяч правозащитных организаций.

В законопроекте указывается, что нынешний порядок проверки НКО один раз в три года не позволяет Минюсту своевременно реагировать на поступление сведений о наличии нарушений некоммерческих организаций, «что существенно снижает эффективность федерального государственного надзора», поэтому следует предусмотреть изменение частоты проверок.

Исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова рассказала Slon, что внеплановые проверки означают фактическое прекращение работы любой организации на любой период времени. «В случае такой проверки проверяются все документы, все протоколы собраний, устав и так далее. При желании повод для придирки найти не составит труда. В случае если все это будет сопровождаться еще и налоговой проверкой, которая в нашей ассоциации длится уже год, работа НКО будет фактически заблокирована. Так как руководство то и дело будут вызывать на допросы, а сотрудники все время ксерокопировать коробки документов», – говорит Шибанова.

Она согласна с тем, что внеплановая и доскональная проверка поможет Минюсту наконец-то найти среди российских правозащитников «иностранных агентов», не дожидаясь данных финмониторинга или добровольных заявлений от самих НКО, которые, как известно, навешивать на себя ярлыки не спешат. Теперь же документы об иностранном финансировании и строчки в уставе об антикоррупционном или избирательном контроле позволят Минюсту в короткие сроки сформировать список из сотни «иностранных агентов». Ведь под политической деятельностью в российском законодательстве понимается не только выдвижение и поддержка кандидатов на выборах, но и формирование общественного мнения для воздействия на решения госорганов с целью изменения их политики. Если и после этого рейда тот же «Голос» Лилии Шибановой откажется становиться «агентом», его работа будет прекращена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.